Rock’n’roll is dead

Понятие «рок-группа» в том формате, в котором мы привыкли наблюдать ее с 1963 года, подходит к концу. Действительно, до 1963 года в сфере развлечений и алкогольно-табачного отдыха балом правили музыканты. «Музыкант» – понятие легкомысленное. В лучшем случае, отвлекающее. Именно в 1963 году среди плеяды сладкоголосых сольных исполнителей и реальных виртуозов своего инструмента появилась группа людей – The Beatles – где каждый был важен и под пристальным вниманием – поэтому: рок-группа.

Далее вектор развития шоу-бизнеса уходит кардинально влево, в личностный аспект, когда сценический имидж рок-групп при благоприятных стечениях обстоятельств стал приносить вышеобозначенным артистам многомиллионные (в долларовом эквиваленте) дивиденды. Обратная тенденция наметилась в начале 2000-х, когда все больше процентное соотношение в сфере шоу-бизнесменских подвигов стало занимать его величество Качество. С одной стороны, музыкальные исполнители отказались от эксперимента в страхе быть непонятыми и непроданными, а с другой – магия процесса звукозаписи с годами стала доступна все большему количеству рядовых пользователей, приносящих себя на алтарь Качества. Таким образом, заключение рок-группой контракта с крупной фирмой звукозаписи перестало быть событием и чем-то, обещающим немыслимые музыкальные звуки в ближайшем будущем. Грань между записями, сделанными на максимально дорогих студиях, и звуком, полученным в пользовательском софте, стирается ежемесячно.

Итог: по примеру любительских автосервисов в гаражах, инструменты для изготовления аудио-продукции оказались в руках людей, починяющих велосипеды, а не изобретающих! Доказательством тому служит всё большее количество записей с барабанными сэмплами Metallica и Pantera: потому что использование их звуков – гарантия Качества. Про обезличивание рок-музыки никто не задумывается, главное – не хуже, чем у других – крепкий середняк. То же самое касается видео-индустрии, деятельности продюсерских центров и творческих коллективов. Играли музыку – теперь играем в музыку, точно воссоздаём форму.

И начинается самое интересное – на сцену под ручку с Качеством выходит кривляка Ре-кон-струк-ция. Все рады бородам и усам, SWAG рулит, грайнд-кор, стоунер, качественные каверы – люди, опомнитесь, вас тянет в болото!!! Реалии 2012 года таковы: оригинальных и несущих новые музыкальные идеи рок-групп на данный момент не существует. Максимальным достижением в сфере аудио-продукции является максимально точное соответствие какому-нибудь популярному аналогу из прошлого – 70-х, 80-х, 90-х. Любые мало-мальские оригинальные идеи критикуются как некачественные и, к сожалению, заботливо исправляются виновниками недочетов. Вы можете скачать 20 релизов в стиле black metal и не увидите между ними никакой разницы, что авторы будут считать за комплимент, за причастность к лучшим представителям цеха данного стиля.

Вывод: облегчение процесса звукозаписи с одной стороны и стремление быть «не хуже других» привело к абсолютному обезличиванию понятия «рок-группы». Если в 80-х годах рок-музыканты утверждали, что «рок-н-ролл» мертв, то это было обусловлено боязнью состоявшихся артистов перед надвигающейся волной безобидной MTV-жвачки и перед грядущим торжеством цифровых технологий в лице CD-дисков взамен теплых и интимных звуков с дорожек виниловых пластинок и компакт-кассет. То в нашем 2012 году можно уверенно сказать, что рок-н-ролл действительно мертв. Потому как рок-н-ролл – музыка протеста и нонконформизма – на данный момент больше не существует. В погоне за лайками и количеством просмотров на Youtube люди совершенно забыли о содержании. Это не истерика, это данность. Реальность, навязанная нам интернетом и другими средствами связи, очередным этапом развития капитализма. Для существования такой единицы, как «рок-группа», 50 лет – немалый срок. И тот факт, что рок-группы уходят в историю – очевиден, потому как, не изобретая ничего нового, люди все больше углубляются в музыкальную историю. Так что, будь уверен, дорогой друг, через 20-30 лет твою рок-группу обязательно послушают, потому как рок-идея на данный момент – уже дефицит. Рок-музыка станет раритетом, предметом изучения историками, как опричнина или спартанское воспитание мальчиков.

Однако, в этом аспекте мы можем объективно наблюдать положительные моменты, а именно – изначальный девиз «секс, наркотики и рок-н-ролл» начинает изживать себя в связи с общим оздоровлением общества, когда молодому человеку уже не обязательно с помощью нарочито развратных песен и поведения на сцене оправдывать потакание своим слабостям и низкий уровень инстинкта самосохранения. Значит, человечеству жить! Нам видится, что вслед за упрощением понятий «фотограф» и «видео-оператор», понятия «музыкант» и «звукорежиссер» также станут прикладными. Общество, повторюсь, становится всё более гармоничным – повальное увлечение пением, караоке-фестивали и конкурсы – тому доказательства. У человечества прорезается голос… Что касаемо аксиомы «хлеба и зрелищ» – все останется на своих местах. Только зрелища будут эмоционально насыщаться другими специалистами. Скорее всего, это будут группы экстрасенсов и иллюзионистов, которые смогут проецировать на большие количества людей определенные восхитительные эмоции. Предтечей тому уже сейчас явились Кашпировский, Копперфильд, харизматичные телеведущие, и т.д.

Спасибо за внимание, до встречи в 2063 г.