Несколько советов начинающему ди-джею от DJ Virus

Сейчас огромное количество молодежи увлечены диджеингом. Это неудивительно. ведь данное направление еще с конца 90-х пребывает на пике популярности. Технические приборы для обработки музыки, огромное количество направлений, вкусная ночная жизнь, мода – все это неуклонно влечет за собой творческую молодежь. Специально для «Cветит месяц» DJ Virus дает советы начинающим ди-джеям.

1. Желание

Главное, что должно быть у человека – это огромное желание. Не технические составляющие, не руки, растущие из определенного места, а конкретное желание заниматься диджеингом. Причем это не обязательно должно стать единственным заработком человека, не обязательно он должен стать очередным известным ди-джеем. Стать лучшим у себя в городе – тоже довольно серьезное достижение. Причем желание должно быть не таким, как, просто понравиться девочкам, или сказать маме, что ты крутой и едешь на гастроли в Шилово. Желание своим творчеством делать людям весело. Еще очень важно, понимать, что ди-джей – это обслуживающий персонал. Такой же, как бармен, или охранник. Каждый занимается своим делом: бармен по первому зову наливает тебе алкоголь. Охранник пресекает какие-то нехорошие моменты. А ты как ди-джей должен резко и по первому зову реагировать на людей. В Рязани публика очень простая. Но, тем не менее, ты постоянно должен ее чувствовать: люди – главное, а не ты. Ты главный в том плане, что рулишь танцполом. Но если его потерял, то получается, что теперь ты главный только для себя. Для того, чтобы людям было хорошо, нужно хотеть их понимать, слышать, видеть, чувствовать и общаться. Также очень важно осознавать, куда ты идешь. Приходя работать в клуб. ты должен знать, что там за публика. В общем, если человек реально серьезно хочет заниматься диджеингом, то всю эту совокупность факторов: понимание публики, того, что ты делаешь, трата определенного количества времени на это – он охватит потому, что у него в первую очередь есть желание. Если его нет, то вся эта возня через год пройдет. Попробовал, потыкал, повертел и соскочил на что-то другое.

2. Слышать ритм

Должно быть элементарное чувство ритма. Есть люди, которые просто не могут поймать такт. В принципе, вся электронная музыка строится элементарно – это же не Бетховен. Если ты слышишь ритм, а на это способны 7 человек из 10, то это уже важный шаг. А если ты попал в ту тройку: не быть тебе ди-джеем – ты будешь постоянно сбиваться и не сможешь элементарно свести два трека, так как не слышишь их. Слух по сути уже не нужен. И свою музыку писать необязательно, несмотря на сложившиеся стереотипы. Ди-джей изначально играет чужую музыку и его задача собрать микс-сет воедино красиво, качественно и весело. А вот музыканты пусть пишут свою музыку. Для них уже важно обладать талантом, слухом.

3. Знать технические аспекты

Необходимо понимать некоторые технические аспекты. Если тебе один раз объяснили, зачем вот эта ручка и вот эта кнопка или провод, но ты не понимаешь физически: почему именно этот провод и за что он вообще отвечает, то, наверное, сложно будет приноровиться.

4. Стараться использовать легальный контент

Для этого нужны деньги, к сожалению, без них сейчас никуда. Пусть небольшие, но даже если посмотреть сейчас на все антипиратские законы, можно понять, что гайки закручиваются. Скорее всего, если конечно законы будут исполняться, через год-два мы не сможем скачивать контент с такого огромного количества бесплатных сайтов. Один новый трек сейчас стоит примерно 2,5 доллара. Для одного двухчасового сета таких треков нужно 20. Если ты хочешь постоянно играть легальный контент, ты должен регулярно его приобретать. Конечно, существуют промо-рассылки от диджеев, которые бесплатно делятся своей музыкой. Но для этого начинающему ди-джею нужно составить свою личную базу, подписаться на все рассылки. Не факт, что тот или иной ди-джей сразу откликнется и заведет знакомство. Над созданием базы нужно работать два-три года, и только потом она начнет работать на тебя. В любом случае нужна какая-то стартовая финансовая позиция.

Virus_2

5.Знать материал

Нужно серьезно относиться к тому материалу, который ты выбираешь для себя. Ты должен четко знать материал, который собираешься сегодня сыграть. Для тебя не должен быть удивлением и неожиданностью провал в каком-то месте трека. Ты должен знать их наизусть, иначе можно попасть впросак. Нужно просто знать, что лежит у тебя в сумке. Не делать так, что в семь вечера ты, проснувшись с похмелья, сел, от балды накачал на сайте треков под названием «Крутой новый трек» или «Хаус песня все девчонки в восторге», и, записав их в том варианте и с теми же названиями на флешку, пошел играть их в тот же вечер в клуб. В результате такого отношения мы иногда слышим на ди-джей-сетах какие-то джинглы с радио… Такие примеры означают, что ди-джей просто неуважительно отнесся к посетителю, который платит за его мастерство деньги и хочет слышать нормальную музыку. Ты работаешь для людей, а люди уже заработали свои деньги и хотят на эти деньги красиво отдохнуть.

6. Не торопясь идти к цели

Я к своему первому полноценному сету шел 2-2,5 года. Знал свою цель, понимал, что ее нужно достигнуть. Каждый день очень сильно переживал, что никому не нужен… и что старики все захватили, все куплено, кругом корысть. Сейчас, спустя 13 лет я понимаю, что был неправ, потому что хотел всего и сразу. Единственное, что спасло меня тогда от провала, это то, что раньше не было достаточного количества заведений, где я бы мог испортиться как начинающий ди-джей. Сейчас у молодежи есть огромный выбор. Кабаки, маленькие клубы, большие – можно довольно легко куда-то пробиться и слишком рано посчитать себя «готовым» ди-джеем. Этот момент может испортить человека: может показаться, что достиг всего, ты на Олимпе и дальше тебе уже должны – приглашать везде, ставить лучшее оборудование, предоставлять алкоголь. Нужно относиться ко всему очень серьезно, идти поступательными шагами и постараться не попасть в ловушку мнимой популярности.

7. Слушать музыку и слышать ее

Очень важно выработать свой вкус и при этом быть меломаном. Я не очень понимаю молодых людей, играющих в небольших клубах или на закрытых вечеринках, которые отвечают на вопрос: «Что ты слушаешь дома?» так: «Как что, я накачал моднявые треки, и слушаю их». Я спрашиваю: «Так ты же вчера их уже оты грал, ты опять их слушал?» А в ответ «Да, ну это же круто, чувак». По сути, такие люди ущербны, ведь музыки такое огромное количество. Такой человек никогда ничего не добьется в диджеинге. Нужно любить музыку, слушать ее и стараться слышать. Ты не
обязательно должен любить классику известных композиторов, но почему бы не послушать рок-музыку, хип-хоп исполнителей? Если человек меломан, то у него больше шансов достигнуть результатов в диджеинге. Наверное, в жизни есть две вещи, которые человеку обязательно нужно делать: читать книги и слушать музыку.

Вспоминает DJ Format:
Был классный привоз в клуб «Кратер» в 2004 году, когда наш арт-директор решил устроить Вальпургиеву ночь. В темном помещении он взял и навешал гробов над танцполом. Тогда приезжал ди-джей Utah. M. Paul, который произвел на меня неизгладимое впечатление, мы до сих пор дружим. В жизни его зовут Павел Москаленко. Он перевернул все мое представление о диджействе в принципе. Я тогда впервые увидел, что диджей просит саунд-чек. Он включил что-то свое, и пошел ходить по танцполу. Потом подошел к звукорежиссеру Лехе, и сказал: «Можно я вот тут немного подкручу». Мы просто офигели от такой ответственности. Народу на выступлении было немного, но Utah. M. Paul звучал настолько профессионально, и общался с публикой так, что девчонки визжали.